| Конкурс поэзии «Эрато I» Марина Лёйшель, Литобзор финальной части конкурса "Эрато I" Эротическая поэзия - чрезвычайно тонкая область, где легко можно впасть либо в натурализм, либо в сентиментальную пошлость. Найти точные слова, не называя определённые вещи своими именами, неизбитые метафоры, воспроизвести атмосферу нежности, открытия тайны или же описать страсть, откровенное желание - задача для поэта не из лёгких. Ещё сложнее воплотить эротическое переживание в твёрдую форму сонета, когда автор скован строгими канонами стихосложения. Не менее проблематично и выставлять оценки за содержание таких сонетов. Участники финала, на мой взгляд с заданием справились весьма успешно: из девяти сонетов, представленных на суд читателей и судей, ни один не вызвал отторжения или недоумения. Напротив, произведения получились интересными, совершенно разными по стилю, по настроению. Позволю себе прокомментировать оценки, которые, разумеется, отражают только мою личную точку зрения и ни в коей мере не обязывают авторов с ними соглашаться. Катя Лобода. Она болит занозой в твоей голове. Художественность: 8. Техника: 8. хочется быть единственным/первым - думаю, что знак для сонета недопустим потеряться в её любимой, книжной главе - смысл непонятен она заняла своё место в твоём сердце прочно - сбивается ритм, "спотыкаешься" ты видишь в её глазах столько страсти, отдачи. подобрав к ней ключи и отмычки, решив задачи, ее сердце покорно в сильных, надежных руках - если в первой строке точка, а во второй запятая, то получается, что её сердце решило задачи В целом неплохой, достаточно оригинальный "авторский" сонет.
Анастасия Мельничек. Волнующий вечер. Художественность: 6. Техника: 10. С технической точки зрения придраться не к чему. Несколько литературных штампов: Зажжённые свечи. Бокалы вина. Всё чаще и чаще вздымается грудь, Мы пьём друг из друга в окне поцелуев, Тела содрогаются в звёздной тиши... Нам ночь за окном откровенья рисует, - непонятен смысл образа
Анонимус. Пожизненно влюблённый. Художественность: 9. Техника: 9. Зрачок зари уже в окно глядит, Мне кажется, что это просто солнце. Но слышу я, как гулко сердце бьётся В твоей неуспокоенной груди. - почему "но"? светит солнце, но ты так и не успокоилась? рифма "Дона" - "влюблённый" имеет право быть, но для сонета неточная, неполная Сонет легко читается, хорошая концовка.
Волшебство для любимой. Измождение. Художественность: 7. Техника: 8. запах не может быть "блудливым" Но близость тел, как близость душ, меняет всё. Я не влюблён... Уже люблю и лишь Её - ритм, размер, рифма? Милуя грешную, готов всё оправдать, с её пороками единым адом стать и вместе с нею уходить тропой изгнаний. - стать адом и из него уходить тропой изгнаний?
Алексей Ашихмин. Сладкая жизнь (Dolce vita). Художественность: 7. Техника: 6. Автору не откажешь в чувстве юмора. Необычный, фривольный, осовременненый сонет. По рифмовке каноны соблюдены, но даже оптически не выдержан размер. Использование иностранных слов не возбраняется, но в коротком тексте их целых четыре. Читается как забавное стихотворение. Наверное, имеет право быть, но сонетом, на мой взгляд, можно назвать лишь условно. Почему в стакане пусто и единственным "искусством" Для меня, довольно грустным, Называется "Playboy"? - журнал называется единственным и грустным искусством? Всё увидишь. Микро! Макро! Не нужна тебе Viagra - слова не очень хорошо рифмуются
Художественность: 7. Техника: 6. Стихи Ирены Альбре запомнились мне в отборочном туре: страстные, образные, прекрасно срифмованные. Сонет менее удачный - фантазии автора явно тесно в твёрдой форме, некоторые образы кажутся надуманными. Очень красивое первое четверостишие: Хочу твой рот на тонкой кромке вен, И чтоб дыханье стало терпко-рваным, так ведьмы заговаривают раны, Так бьётся ток в подкожной синеве. А дальше непонятно: Лови его губами, забирай, И выпускай пираний на свободу, - лови что? пульс? откуда и куда выпускать пираний? что олицетворяют пираньи? Срослись как ложки - раунд предрешён, - тела слились в одно как ложки? раунд чего предрешен? дальше о бое самурая, в нём нет раундов Неполные и неточные рифмы: забирай - поиграть, ловит - боем, дитя - блестят
Художественность: 9. Техника: 7. Рифмовка катренов не соответствует конкурсному заданию (не abba, аbab, что легче), поэтому снижена оценка за технику. Неточная рифма: соловья - пьян И чиста, словно песнь соловья - женщина чиста, как соловьиное пение? В обрамлении кудрей непокорных - наверное, лучше "в обрамленьи" Красивый, высокохудожественный сонет.
Михаил Яврумян. Души терзания. Художественность: 8. Техника: 8. В целом сонет содержательный и хорошо срифмованный, но рифмы достаточно простые, что называется "избитые": страдание - свидания, развей - обогрей, позволять - обнять, соловей - твоей. Лишь только песнь заводит соловей, О том, что без любимой жизнь - страдание, - разве трели соловья о страдании? Штампы: в огне любви, души терзания, нежность рук
Наталья Корчагина. Как часто говорим мы о любви. Художественность: 7. Техника: 7. Содержательный сонет, хороший словарный состав. Как много спорим без возврата - что такое "спорить без возврата"? У нас такие споры есть в крови: А что такое модное Эрато? - Эрато - имя музы; почему Эрато модное? Иль сила, создающая в веках. - создающая что? Слабая рифма: в веках - ада Благодарю всех авторов и организатора конкурса Сергея Глухова за доверие и возможность в наше смутное время прочесть настоящие, живые, искренние стихи. Если появится желание связаться со мной лично, заходите на мою страницу на сайте Одноклассники. Читайте мои стихи и прозу на сайтах Стихи.ру, Общелит.ру. С уважением к Вашему таланту и наилучшими пожеланиями Марина Лёйшель (Marina Leuschel) Москва - Штутгарт, октябрь 2021 |